Господа из Еврокомиссии хвастаются тем, что сократили свою зависимость от газа из России. Однако это, как оказалось, не совсем правда
Источник: novostivl.ru
Поставки по трубопроводам, действительно, резко упали. С 105,7 млрд кубометров за первые девять месяцев прошлого года до 54,2 млрд кубометров этого.
А вот импорт сжиженного природного газа из России в ЕС падать и не думал. Более того – за первые девять месяцев 2022 года он увеличился на 46% в годовом исчислении. Так, в период с января по сентябрь 2022 года Евросоюз импортировал 16,5 млрд кубометров нашего СПГ по сравнению с 11,3 млрд кубометров за аналогичный период прошлого года. Да, объёмы поставок «не такие большие». Но для «голодной» до газа Европы каждая крошка – лишняя помощь в более мягком прохождении зимы.
Основными импортерами стали Франция, Нидерланды, Испания. Собственно, полностью отказались от покупок только две страны – Великобритания и Литва.
То, что они заинтересованы покупать наш СПГ – факт очевидный. Не совсем ясно, почему мы до сих пор им его продаём.
Большая часть поставок идёт с «Ямал СПГ» от «Новатэка», миноритарным акционером которого до сих пор является французская TotalEnergies (19%). Из этих активов Total выйти не захотела, якобы ссылаясь на российские законы, которые не позволяют продать эту долю другому иностранному владельцу. Таким образом, Total остаётся косвенным участником всех проектов «Новатэка», хотя и не поставляет для наших заводов технологии и другие компоненты.
Да, «Новатэк» получает прибыль. Но не слишком ли это дешёвая цена, учитывая как геополитическую ситуацию в целом, так и откровенно враждебную позицию Франции?
Такая же ситуация, к слову, и с Японией. Официальные лица Токио почему-то тоже не спешат отказываться от надежды выжить в мировом кризисе, продолжая закупки русского СПГ. Поэтому японское правительство решило продолжить участие как в «Сахалин – 1», так и в «Сахалин – 2». Так как они понимают, что без нашего газа деградация японской экономики ещё больше усилится. Для них это 9% всего импортируемого СПГ, заменить который будет нечем.
И вот теперь у меня вопрос. Как долго мы будем поставлять энергетические ресурсы странам, которые ввели против нас жесточайшие рестрикции и обсуждают вопрос введения предельных цен? Делать это можно только взамен на получение необходимых нам технологий и оборудования.
И ведь ладно, если бы ещё не было альтернативы. В СПГ нуждается вся Юго-Восточная Азия. Его с удовольствием примут и в Китае, и в Индии, и во Вьетнаме. И даже в Южной Корее, которая, являясь полностью зависимой от США, всё же пытается маневрировать и не прекращать поставки в Россию технологичных товаров.
А для тех, кто ввёл против нашей страны рестрикции, поставки надо прекращать полностью. Тем более в денежном выражении вряд ли что-то сильно изменится. Прибыль как была, так и будет.
Константин Двинский