График цен
Антироссийские санкции оказались «обоюдоострым оружием», наносящие серьезный вред самому Западу, заявил обозреватель журнала The Hill политолог Брахма Челлани.
Введенные Западом санкции против Москвы сравнивают с экономическим оружием массового уничтожения, призванным разрушить экономику России, однако меры оказались обоюдноострым мечом, начал автор. Он добавил, что ущерб от ограничений понесли и те страны, которые их ввели.
«Запад, по сути, попал в ловушку: санкции и углубляющийся украинский конфликт, помогают поднять мировые цены на сырье и энергоносители, и тем самым приводят к увеличению доходов Москвы, даже несмотря на сокращение экспорта ею энергоресурсов», — объяснил Челлани.
Кроме того, США и их союзники столкнулись с ростом инфляции и, как следствие, политическими проблемами. При этом рубль восстановился после поддерживающих мер правительства, в то время как, например, японская иена упала до 20-летнего минимума к доллару.
Еще одна проблема — сбои в цепочках поставок, угрожающие прибылям западных корпораций, а также повышение процентных ставок, призванное сдержать инфляцию, но на деле усложняющее положение потребителей. Как итог, апрель стал худшим месяцем для Уолл-Стрита с начала пандемии коронавирусной инфекции — индекс S&P 500 за упал на 8,8%. По данным финского центра «Исследований в области энергетики и чистого воздуха», с начала спецоперации на Украине страны, наложившие санкции на Россию, заплатили ей 62 миллиарда долларов за поставки энергоносителей.
Челлани указал на то, что Россия — самая богатая страна с точки зрения запасов природных ресурсов, и даже под санкциями ее значение на мировом рынке очень велико. В качестве проигравших от антироссийских санкций автор назвал бедные государства, для которых рост цен на топливо и продовольствие крайне чувствителен и грозит дестабилизацией. Запад стремится вызвать у России «шок и трепет», однако введенные ограничения непредсказуемы с точки зрения последствий.
«Исторически санкции работали лучше против малых и уязвимых государств, чем против крупных и могущественных», — подчеркнул политолог.
Он также указал на то, что такие ограничения не приводят к быстрому эффекту, и даже в Белом доме не верят, что они позволят достичь целей США. Кроме того, односторонние санкции со стороны Запада ударят по его же позициям — прежде всего по контролируемой им глобальной финансовой архитектуре. В мире теперь опасаются последствий пересечения «красных линий» США и получили стимул поскорее создать параллельную финансовую систему.
Челлани предсказал усиление «эффекта бумеранга» в случае затягивания украинского кризиса, а также наступление усталости от Киева на Западе.
Западные страны ввели санкции против России после начала специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Прежде всего меры коснулись банковского сектора и поставок высокотехнологичной продукции. В Европе громче стали звучать призывы снизить зависимость от российских энергоресурсов, а многие бренды объявили об уходе из России.
Санкционное давление уже обернулось экономическими проблемами для США и Европы, вызвав серьезный рост цен на топливо и продукты.
В Кремле эти ограничения назвали экономической войной, но отметили готовность к такому развитию событий. Банк России принимает меры для стабилизации ситуации на валютном рынке; расчеты за поставки газа недружественным странам перевели на рубли. Помимо этого, правительство подготовило план по противодействию ограничительным мерам, который включает около сотни инициатив. Объем его финансирования составит порядка триллиона рублей.